Андрей Исайченко: «А мы пойдем своей дорогой!»

Июнь 2010 г.

После модернизации производства на Бобруйском мясокомбинате начали делать одну из лучших в стране сырокопченую колбасу - несмотря на ряд новинок, речь идет не о конкретной марке, а обо всей категории.
Андрей ИСАЙЧЕНКО, директор мясокомбината, известен своей симпатией к политике профилирования, специализации производства. Значит ли это, что Бобруйск намерен стать центром производства элитной мясной группы?

- Андрей Иванович, к теме специализации предлагаю вернуться чуть ниже. Расскажите пока о проведенной работе: что, как и для чего вы купили?

- Мы продолжаем вкладывать деньги в собственный мясокомбинат, подняв планку с 2,4 млрд в 2006 году до 6–7 в этом. Что же мы сделали на последнем этапе? Приобрели новый вакуумный шприц, новый автоматический клипсатор… Но, как говорил Штирлиц, запоминается только последнее слово. Поэтому в конце прошлого года - начале этого мясокомбинат реализовал инвестиционный проект с чешкой фирмой Mauting на сумму порядка 560 тыс. евро. За эти деньги были куплены, установлены и настроены новые климо-камеры для производства сырокопченых колбас и камеры сушки.

- Бобруйский мясокомбинат ведь начал заниматься сырокопчеными колбасами не так давно, правда? Позволял ли качественный уровень действующего оборудования продолжать производство?

- Сырокопчеными колбасами мы начали заниматься в конце прошлого века. Начали с трех тонн, а в прошлом году выжали все возможное из своих камер и добились 35 тонн, но это был предел. По большому счету да - можно было делать колбасу и на прежних мощностях, но конкуренция вышла на новый уровень, и мы тоже поспешили сделать шаг вперед.

- Долго ли пришлось выбирать новые камеры, как это происходило?

- Проектом по установке новых камер мы начали заниматься с начала прошлого года. Остановились на двух вариантах: чешском и немецком. В результате нас убедили чехи, что их оборудование не менее технологично, а по цене чуть дешевле (кстати, такие камеры впервые поставлены на белорусский рынок).

- Насколько требовательны ваши камеры к качеству щепы?

- К сожалению, в Беларуси нет высококачественной щепы, чистой, без коры и прочих ненужных включений (отсюда и копоть, и канцерогены). Для наших новых камер нужна импортная буковая щепа. Но при всей своей требовательности камеры очень герметичные, поэтому щепы нужно очень мало: в камере поддерживается лишь необходимый уровень концентрации дыма, достаточный для того, чтобы микробиологические культуры в колбасе начали работать.

- Оборудование новое не только снаружи…

- Все настройки делаются через и при помощи компьютерных систем: программы могут регулироваться как нашими специалистами, так и чехами через Интернет. При помощи чехов и их представителей в Беларуси (компания «Вара») мы успешно учимся управляться с новой техникой. Пока получается, потому что даже первая, опытная партия превзошла все наши ожидания! Остались мелочи в настройках.

- Появится ли новое качество и у продукции? Можно будет его пощупать руками, оценить на глаз или разницу заметят только профессионалы?

- Качество продукта проявится в минимальных рисках и стабильности вкуса. Представьте, что мы теперь никак не зависим от, например, настроения работника - конечный продукт будет идеален при любом настроении.
Мы получили возможность ежесекундно контролировать процесс производства из любой точки планеты. Космические масштабы, конечно, для приукрашивания, но в выходной день или поздним вечером не нужно ехать на завод или звонить, достаточно включить домашний компьютер и все узнать самому.
Кроме того, у нас появилась возможность выйти за рамки среднеценового сегмента и освоить производство принципиально новых видов - например, финский и швейцарский сервелаты, колбаса «Еврейская» и ряд других.

- Андрей Иванович, у вас есть твердая уверенность, что вы продадите в два раза больше?

- В прошлом году мы умудрялись выпускать до 35 тонн сырокопченых колбас в месяц. При этом не раз обжигались на том, что не смогли удовлетворить пиковый спрос своих партнеров. Объем этих камер - на 70 тонн продукции в месяц. Плюс оставили три старые камеры для доработки и выпуска сырокопченых продуктов из свинины и говядины. Планируем выйти на 65 тонн продукции в новых камерах и порядка 15-18 тонн - в старых. Итого к 80 тоннам должны подойти.

- Это же не реальные цифры для продажи на белорусском рынке. Вы рассчитываете на большой экспорт?

- Мы хотим продавать в Россию до 30–40 % своих объемов, но не сырьевыми позициями, а готовой колбасой. При этом хочу уточнить, что свой рынок терять мы не намерены и оставляем привилегии за партнерами в Беларуси. Российский экспорт будет расти за счет увеличения объемов.

 

- Расскажите, как проходит ваше освоение восточного рынка. Сколько магазинов уже открыли?

- У нас в России всегда были партнеры, но взаимный оборот с ними не отличался большими объемами. В прошлом году с областным Мясомолпромом мы приняли решение развивать свою товаропроводящую сеть - это контролируемые объемы, предпочтения, спрос и деньги.
И в октябре 2009 года открылся первый магазин самообслуживания в Калуге под маркой «Сябр». Магазин торгует не только мясом, но и молочной продукцией, консервами, кондитерскими изделиями, хлебом. Ежемесячно мы там продаем 12–13 тонн своей продукции.
Сейчас в Калуге работают уже 5 магазинов, а недавно открылся магазин в Брянске.

- Такими темпами вы скоро превратитесь в федеральную сеть…

- Нет. Магазин - дорогой бизнес, который долго окупается. Следующим шагом нам нужно строить свои оптовые предприятия. Логистика оправдывает бизнес: из Бобруйска до Гродно или Бреста ехать дольше, чем до Брянска и немногим меньше, чем до Калуги.

- Можно ли утверждать что вы, давний сторонник специализации, сделали ставку на сырокопченую колбасу?

- Пока рано. Но широкий и схожий ассортимент на самом деле является главной проблемой отрасли: каждый мясокомбинат выпускает одно и то же. А зачем производить по 300 кг пельменей, если можно делать по 30 тонн? А в России, представьте, компания «Талосто» делает в день по 70 тонн пельменей! Вот это интересный и правильный бизнес. Специализация дешевле по оборудованию, правильнее по использованию человеческих ресурсов - проще же одну колбасу человека научить делать профессионально, чем сотни.

- Интересно ваше мнение по вопросу большого числа предприятий, их слиянию и поглощению.

- Теоретически я ничего плохого в поглощении не вижу. Но решать это должна отрасль и министерство. Во-первых, нам нужен союз мясопереработчиков, в рамках которого мы могли бы сесть за стол и спланировать перспективу, покупки оборудования, направления развития, чтобы идти по пути укрупнения и специализации, а не мельчить и путаться друг у друга под ногами. Мы должны понять, в чем мы конкуренты, а в чем - партнеры.
Стратегическим управлением процессов специализации должен заниматься Минсельхозпрод.

- Расскажите о планах завода. Или вы намерены сделать передышку?

- Нужно все время двигаться. В этом и начале следующего года полностью завершим реконструкцию холодильника, который пока готов процентов на 50. Это важный вопрос энергосбережения, а значит, денег. На повестке дня новый мясожировой цех.
 До конца года оборудуем весь свой автопарк - 35 машин - всем необходимым климатическим оборудованием. Недавно купили 8-тонную машину для дальних рейсов. Поэтому все вопросы с доставкой будут решены.
Сегодня нам готовят проект по строительству нового убойного цеха, потому что модернизацию делать уже не имеет смысла. К концу лета проект будет готов, проведем тендер. В этом году планируем закопать капсулу, а к 2012-му — вывести цех на производственную мощность.
 Наконец, мы продолжаем работу по брендированию своего завода, переведя почти всю свою продукцию под новую марку «Грандъ», меняем упаковку, маркировку, осваиваем новые виды и форму колбас.

Мирослав ГАЙ, Продукт.BY